АВТОПУТЕШЕСТВИЕ: Спб — Медвежьегорск — Залавруга — Спб
16 Окт 2018
24 859
8
АВТОР Дмитрий Лысенко

Основной целью нашего путешествия в Карелию стало посещение Беломорских петроглифов в Залавруге, на островах реки Выг. По пути мы также отметились в Karjala Park, на горе Сампо и на Беломоро-Балтийском канале. Время стартовать!

Санкт-Петербург — Медвежьегорск

По доброй традиции мы стартуем на автомобилях Skoda от дилерского центра Автопремиум (что на Хасанской 5). В нашем распоряжении два бензиновых и один дизельный Skoda Kodiaq, и один бензиновый Superb. Для того, чтобы из города выбраться до утренних пробок, выезжать приходится в 8 утра. Первая остановка буквально через 10 км на заправке NESTE. Заправляемся сами вкусным кофе и заправляем все автомобили. 

Далее выдвигаемся в сторону Лодейного Поля и через 190 км прибываем в Ведено-Оятский женский монастырь, который расположился на реке Оять (как не сложно догадаться). Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, он начал свое существование несомненно не позднее рубежа XIV-XV в.в. Упоминания о Введено-Оятском монастыре встречаются на протяжении уже почти шести столетий, а первые сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 г. через 11 лет после смерти святого. Когда этот монастырь был мужским и назывался Ведено — Островский монастырь. «Островским» он назывался по тому, что в половодье река выходила из берегов, и монастырь оставался на небольшом островке…

На территории монастыря есть радоновой источник, который считается особенно полезным для женского организма, может еще и по этому гендерное направление монастыря сменилось. 

Один человек из нашего автопробега, невзирая на холодный ветер и температуру в 5-7 градусов тепла, отважился окунутся в озеро (или пруд) при источнике. 

Далее по маршруту (еще 220 км от монастыря) — Karjala Park. Это отель, или база, или просто место для активного отдыха. Здесь есть: рыбалка, водные развлечения (байдарки, сплавы по реке), туры на джипах, питомник Хаски. Нам досталось самое мило развлечение — трекинг с Хаски. 

Вам одевают специальный пояс, к которому на веревке пристегивают пушистых Хаски, и поскольку основным занятием в жизни этих собак является движение вперед (практически без остановок и с диким стремлением), то Вас собачка тащит за собой, как будто это не Вы с ней гуляете, а она с Вами. 

Сибирские хаски относятся к полутора десяткам самых древних собачьих пород, чьи гены максимально приближены к генотипу диких волков. Эти ездовые собаки когда-то давно были выведены аборигенными племенами Крайнего Севера. 

Их стали использовать русские исследователи и охотники за пушниной, нанимая местных охотников и собачьи упряжки. Во времена «Золотой лихорадки» выносливые хаски заинтересовали население Северной Америки. Тогда их стали вывозить с территории русского Дальнего Востока.

В начале 20 века на Аляске активно разводили породу для участия в гонках. А вот на территории Сибири ездовых собак посчитали неперспективными и убрали из породного реестра. Официальное признание сибирские хаски получили в Соединенных Штатах, здесь же были созданы и утверждены первые стандартные качества.

Собаки этой породы не будут (а точнее сказать не могут быть) охотниками или защитниками, у них просто отсутствует понимание зачем лаять (от злости) на человека. У данных собак в свое время вывели агрессию из генов, уничтожая особей проявлявших злость. И даже сейчас в соревнованиях, если одна собака толкнула / зарычала / укусила собаку-соперника, она сразу дисквалифицируется. Эти собаки нацелены на дружелюбие, ласку и следование вперед, не поворачиваясь и не останавливаясь… Если собака убегает, то она вряд ли вернется (тем более сама).

Перед трекингом мы прослушали технику безопасности и как обращаться с Хаски, но наставления были более серьезные, чем реалии. Собака бежит впереди тебя, подтягивает тебя, но не более того. Единственное, что скорость Вашей ходьбы увеличивается в два раза, и очень быстро становиться тепло, и даже жарко.

Время обеда. Находясь в Карелии, грех не углубиться в местную гастрономию. Шеф повар Karjala Park Руслан Побержин приготовил нам следующие блюда: 

  • печеная оленина
  • похлебка из оленины на темном пиве
  • рыба на бревне
  • жаркое из мяса по-карельски

Все блюда напомнили мне кухню прибалтийских соседов (Эстонии и Латвии), все безмерно вкусно и сытно. 

Позади уже более 500 км, а впереди еще гора Сампо и финальная точка — База отдыха «Малая Медвежка» в Медвежьегорске.

Гора Сампо (в 50 км от Карьяла Парка). Карельскую возвышенность назвали так по причине того факта, что здесь на горе вблизи деревушки Косалма снимали определенные сцены фильма «Сампо». Съемкой картины по мотивам известного всему миру карело-финского эпоса «Калевала» занимались советские и финские сценаристы. И было это в 60-е годы прошлого века. Что же такое Сампо? В соответствии с карело-финской мифологией так называют предмет, обладающий волшебством, который дарит его обладателю счастье, силу и достаток. В народном эпосе «Калевала» он представлен в виде мельницы, которая обеспечивает своего хозяина мукой, солью и золотом. 

На вершине горы открывается красивый вид на Кончезеро, а также тут расположено дерево желаний, где каждый может загадать желание, предварительно завязав узелок из кусочка собственной одежды.

Остался финальный рывок первого дня нашего автопробега. Еще 150 км и мы на базе «Малая Медвежка» в Медвежьегорске. 

Мы прибыли на базу, когда уже стемнело. На часах было около 19 часов. И вроде казалось, что сил уже ни на что не хватить, однако они были нужна. Впереди был ужин, а также мастер-класс по приготовлению карельских калиток.

К нашему автопробегу присоединилась Анастасия Шибанова, блогер, кулинар и просто активный человек. Я всегда с превеликим удовольствием смотрю на людей, которые «горят» своим делом, которые делают что-то для страны, города, края , области, деревни. Люди, которые отдаются своим благим увлечениям до самого конца. Вот и Анастасия (она же @nasto10) не исключение. Она собирает древние карельские рецепты, обычаи и традиции, она старается сохранить то, что исчезает бесследно вместе с людьми. Анастасия поучаствовала в съемках программы «Поедим поедим», которая проходила в Карелии.

Мастер-класс, рыба и мясо приготовленное на углях, веселая компания и хорошая банька! Это замечательный финал первого дня. 

Медвежьегорск — Залавруга

Перед тем как отправиться к Беломорским петроглифам, мы посетили Повенец, а именно пару шлюзов Беломоро-Балтийского канала. Я, как человек, который вырос рядом с Волго-Донским каналом, ожидал более величественных форм Беломорканал, но это не в коем случае не уменьшает ту величину политических и судьбоносных аспектов, окутавших строительство Беломоро-Балтийского канала.

Беломоро-Балтийский водный путь (Беломорканал) — уникальное гидротехническое и транспортное сооружение, канал длиной 227 км, соединивший Белое море и Онежское озеро, был построен силами заключенных ГУЛАГа в 1931-1933 гг.

Строительство Беломоро-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Было решено «при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам». В связи с этим «при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов». По указанию Сталина канал длиной в 227 километров должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 года по апрель 1933 года.

Строительство велось в основном заключенными ГУЛАГа, общая численность которых составляла около 280 тысяч человек. Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец», сокращенно з/к, от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключенных в новый лагерь переводили в основном с Соловецкого лагеря особого назначения. Основным средством воздействия и стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» — неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды.

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.

2 августа 1933 года сооружение Беломоро-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.

На сегодняшний день сооружение выглядит не лучшим образом. Пошарпанные здания и сооружения, изношенные механизмы. Нагрузка по проходимости через канал очень небольшая, но забросить такое стратегическое сооружение нельзя!  Кстати, охраняют его соответствующим образом. Люди с автоматами и со строгим запретом на съемку.

Следующая точка — Залавруга! Экипажи меняются автомобилями, и отправляются в путь. 230 км и мы прибываем в урочище Залавруга, что под Беломорском. Там нас ждут петроглифы…

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

На территории России петроглифы (помимо Карелии) есть: на Алтае (на реке Чуи), на островах озера Канозеров юго-западной части Кольского полуострова, на восточном побережье Онежского озера, а также в Хакасии и Башкортостане.

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» состоит из рисунков (выбивок) на скалах и более 30 стоянок древнего человека. Большинство изображение, это быт народа того времени. Преимущественно охота. Есть изображения охоты на оленей, касаток или китов. Есть изображения неудачной охоты в море, где высечена перевернутся лодка.

Когда ты понимаешь, что наскальным рисункам 4-5 тысяч лет, а скальной породе под несколько миллиардов, то ты понимаешь насколько промежуток жизни даже в сто лет ничтожен для вселенной.

Вместе с нами в Залавругу отправилась Анастасия Шибанова со своим супругом, и отвечала она за наш обед! Что может быть лучше, когда ты нагулявшись, проголодавшись садишься возле костра, а тебя угощают:

— сыровяленной уткой,

— форелью пряного посола с можжевеловой ягодой,

— печеночным паштетом,

— Ухой Лохикейто. 

Лохикейто, это вообще отдельный разговор! Я уху не очень жалую, НО в данном случае, это исключение, и вы поймете по составу. Состав: тройной рыбный бульон (форель, сиг, судак), сливки 20-35%, сама форель, и немного овощей! Это вообще может быть невкусным?Теперь время возвращаться на базу «Малая Медвежка». Кстати, забыли поговорить о самой базе. «Малая Медвежка» находится в чарующем месте, на северном берегу Онежского озера. Большая часть коттеджей — срубы, причем часть из них из сухостоя. Коттеджи стоять на приличном удалении от друг друга, что дополнительно создает атмосферу покоя и уединения. Рыбалка, квадроциклы, лыжи, экскурсии, снегоходы и прочие развлечения не дадут заскучать.

Медвежьегорск — гора Лысуха — село Лососинка — Петрозаводск — Санкт-Петербург

Утро началось с посещения одной из достопримечательностей Медвежьегорска — деревянный железнодорожный вокзал. Здание вокзала было построено еще в 1916 году, когда отсюда стали отправляться первые поезда.  Это было оригинальное деревянное сооружение с шатровой крышей и шпилем. Оно неоднократно переделывалось и реконструировалось, но по сей день сохранило свой первоначальный вид.

Это одна из основных архитектурных достопримечательностей Медвежьегорска. Автор проекта – архитектор, гражданский инженер Руфин Михайлович Габе. Здание вокзала строилось в Медвежьегорске еще тогда, когда поселение не имело статуса города, а было деревней Медвежья Гора. В 1916 году здесь прошли первые поезда, а в 1917 – отправился первый поезд до Мурманска. Сейчас здесь проходят многие маршруты поездов по Республике Карелия. Сама станция пользуется популярностью для съемок фильмов и сериалов.

На горе Лысуха самые укрепленные сооружения, названные финнами замок Кархумяки, что в переводе с финского и звучит, как Медвежья гора. Дзоты, построенные финнами частично и в самом городе , и в окрестностях называют  «Зубы дракона». Любого человека, впервые попавшего в эти места, поражает этот оборонный узел, поскольку трудно даже представить, сколько сил и человеческих и материальных сюда  необходимо было приложить. Видимо Маннергейм планировал здесь остаться надолго. Многие его постройки (обширные тоннельные казармы, довольно мощные железобетонные объекты в совокупности с протяженными траншеями, целиком вырубленными в скале) создают впечатление весьма дорогостоящих, во всяком случае, для военного времени.  Использовался и труд военнопленных.

Интересным является факт строительства большого числа этих тоннельных казарм, вместимостью на 100–200 человек пехоты. Тоннельные казармы, вырубленные в твердой скале на глубине 10-15 метров, давали прекрасную защиту гарнизону. Сейчас внутри мы видим только  мощные вырубки в скальной породе, с впечатляющими размерами.

Полы и потолки бетонировались дополнительно. Были предусмотрены санузлы и воздуховоды. Еще тоннельные казармы оборудовались отоплением, имели емкости для воды и прочее необходимое оборудование. Жители Медгоры после войны говорили, что финны соорудили под землей 240 комнат. И оттуда есть выход к Онежскому озеру. Во время отступления все инженерное оборудование было вывезено, что-то финны успели взорвать. Поскольку протяженность некоторых лабиринтов большая, то после войны ради безопасности, часть была засыпана. Ныне краеведы с помощниками начинают раскапывать.

В целом замок Кархумяки  это оригинальный, продуманный, и сильный оборонительный комплекс, способный вызвать большой интерес у всех, кому не безразличная военная история Карелии и история страны в целом.

Это самый мощный участок Масельской линии, построенной финнами в 1942–1944 годах на перешейке между Онежским озером и Сегозером.  Пулеметные и наблюдательные броневые колпаки, двери и даже некоторые образцы оборудования — для военных историков и  любителей  дают возможность все увидеть собственными глазами. Возможность осмотра подобных артефактов бесценна. С горы также открывается чудный вид на озеро и часть города с вокзалом. И отсюда можно увидеть сразу несколько мест, в которых проходили съемки фильма «Любовь и голуби». Здесь и основной дом героев, и клуб, и пристань. Вообще, красоты Карелии притягивают кинематографистов, уж больно тут красиво!

На обратной дороге мы заехали в Петрозаводск, где нашей целью была рыба! Форель и ряпушка!

За три дня автопробега мы проехали около 1600 километров, и это расстояние абсолютно комфортное для автопутешествий по нескольким причинам:

  • основные автомагистрали и дороги в приличном состоянии
  • абсолютной красоты видовые пейзажи
  • отличные автомобили SKODA, которые только помогали в этом автопробеге.

Хочется поблагодарить за помощь в подготовке автопробега: Группу официальных дилеров SKODA «Авто Премиум»

Всего комментариев: 8
Оставить комментарий