Строительство Беломоро-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина. Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Было решено «при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам». В связи с этим «при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов». По указанию Сталина канал длиной в 227 километров должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 года по апрель 1933 года.
Строительство велось в основном заключенными ГУЛАГа, общая численность которых составляла около 280 тысяч человек. Каждый подневольный строитель назывался «заключенный каналоармеец», сокращенно з/к, от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключенных в новый лагерь переводили в основном с Соловецкого лагеря особого назначения. Основным средством воздействия и стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» — неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды.
Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.
2 августа 1933 года сооружение Беломоро-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.
На сегодняшний день сооружение выглядит не лучшим образом. Пошарпанные здания и сооружения, изношенные механизмы. Нагрузка по проходимости через канал очень небольшая, но забросить такое стратегическое сооружение нельзя! Кстати, охраняют его соответствующим образом. Люди с автоматами и со строгим запретом на съемку.
Следующая точка — Залавруга! Экипажи меняются автомобилями, и отправляются в путь. 230 км и мы прибываем в урочище Залавруга, что под Беломорском. Там нас ждут петроглифы…
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
На территории России петроглифы (помимо Карелии) есть: на Алтае (на реке Чуи), на островах озера Канозеров юго-западной части Кольского полуострова, на восточном побережье Онежского озера, а также в Хакасии и Башкортостане.
Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» состоит из рисунков (выбивок) на скалах и более 30 стоянок древнего человека. Большинство изображение, это быт народа того времени. Преимущественно охота. Есть изображения охоты на оленей, касаток или китов. Есть изображения неудачной охоты в море, где высечена перевернутся лодка.
Когда ты понимаешь, что наскальным рисункам 4-5 тысяч лет, а скальной породе под несколько миллиардов, то ты понимаешь насколько промежуток жизни даже в сто лет ничтожен для вселенной.
Вместе с нами в Залавругу отправилась Анастасия Шибанова со своим супругом, и отвечала она за наш обед! Что может быть лучше, когда ты нагулявшись, проголодавшись садишься возле костра, а тебя угощают:
— сыровяленной уткой,
— форелью пряного посола с можжевеловой ягодой,
— печеночным паштетом,
— Ухой Лохикейто.
Лохикейто, это вообще отдельный разговор! Я уху не очень жалую, НО в данном случае, это исключение, и вы поймете по составу. Состав: тройной рыбный бульон (форель, сиг, судак), сливки 20-35%, сама форель, и немного овощей! Это вообще может быть невкусным?Теперь время возвращаться на базу «Малая Медвежка». Кстати, забыли поговорить о самой базе. «Малая Медвежка» находится в чарующем месте, на северном берегу Онежского озера. Большая часть коттеджей — срубы, причем часть из них из сухостоя. Коттеджи стоять на приличном удалении от друг друга, что дополнительно создает атмосферу покоя и уединения. Рыбалка, квадроциклы, лыжи, экскурсии, снегоходы и прочие развлечения не дадут заскучать.
Медвежьегорск — гора Лысуха — село Лососинка — Петрозаводск — Санкт-Петербург
Утро началось с посещения одной из достопримечательностей Медвежьегорска — деревянный железнодорожный вокзал. Здание вокзала было построено еще в 1916 году, когда отсюда стали отправляться первые поезда. Это было оригинальное деревянное сооружение с шатровой крышей и шпилем. Оно неоднократно переделывалось и реконструировалось, но по сей день сохранило свой первоначальный вид.
Это одна из основных архитектурных достопримечательностей Медвежьегорска. Автор проекта – архитектор, гражданский инженер Руфин Михайлович Габе. Здание вокзала строилось в Медвежьегорске еще тогда, когда поселение не имело статуса города, а было деревней Медвежья Гора. В 1916 году здесь прошли первые поезда, а в 1917 – отправился первый поезд до Мурманска. Сейчас здесь проходят многие маршруты поездов по Республике Карелия. Сама станция пользуется популярностью для съемок фильмов и сериалов.
На горе Лысуха самые укрепленные сооружения, названные финнами замок Кархумяки, что в переводе с финского и звучит, как Медвежья гора. Дзоты, построенные финнами частично и в самом городе , и в окрестностях называют «Зубы дракона». Любого человека, впервые попавшего в эти места, поражает этот оборонный узел, поскольку трудно даже представить, сколько сил и человеческих и материальных сюда необходимо было приложить. Видимо Маннергейм планировал здесь остаться надолго. Многие его постройки (обширные тоннельные казармы, довольно мощные железобетонные объекты в совокупности с протяженными траншеями, целиком вырубленными в скале) создают впечатление весьма дорогостоящих, во всяком случае, для военного времени. Использовался и труд военнопленных.
Интересным является факт строительства большого числа этих тоннельных казарм, вместимостью на 100–200 человек пехоты. Тоннельные казармы, вырубленные в твердой скале на глубине 10-15 метров, давали прекрасную защиту гарнизону. Сейчас внутри мы видим только мощные вырубки в скальной породе, с впечатляющими размерами.
Полы и потолки бетонировались дополнительно. Были предусмотрены санузлы и воздуховоды. Еще тоннельные казармы оборудовались отоплением, имели емкости для воды и прочее необходимое оборудование. Жители Медгоры после войны говорили, что финны соорудили под землей 240 комнат. И оттуда есть выход к Онежскому озеру. Во время отступления все инженерное оборудование было вывезено, что-то финны успели взорвать. Поскольку протяженность некоторых лабиринтов большая, то после войны ради безопасности, часть была засыпана. Ныне краеведы с помощниками начинают раскапывать.
В целом замок Кархумяки это оригинальный, продуманный, и сильный оборонительный комплекс, способный вызвать большой интерес у всех, кому не безразличная военная история Карелии и история страны в целом.
Это самый мощный участок Масельской линии, построенной финнами в 1942–1944 годах на перешейке между Онежским озером и Сегозером. Пулеметные и наблюдательные броневые колпаки, двери и даже некоторые образцы оборудования — для военных историков и любителей дают возможность все увидеть собственными глазами. Возможность осмотра подобных артефактов бесценна. С горы также открывается чудный вид на озеро и часть города с вокзалом. И отсюда можно увидеть сразу несколько мест, в которых проходили съемки фильма «Любовь и голуби». Здесь и основной дом героев, и клуб, и пристань. Вообще, красоты Карелии притягивают кинематографистов, уж больно тут красиво!
На обратной дороге мы заехали в Петрозаводск, где нашей целью была рыба! Форель и ряпушка!
За три дня автопробега мы проехали около 1600 километров, и это расстояние абсолютно комфортное для автопутешествий по нескольким причинам:
- основные автомагистрали и дороги в приличном состоянии
- абсолютной красоты видовые пейзажи
- отличные автомобили SKODA, которые только помогали в этом автопробеге.
Хочется поблагодарить за помощь в подготовке автопробега: Группу официальных дилеров SKODA «Авто Премиум»
mila49
Возможность осмотра подобных артефактов бесценна. С горы также открывается чудный вид на озеро и часть города с вокзалом.
avt2105
Интересное мероприятие, хотел бы я совершить такое путешествие на новых Шкодах.
Влад Вакулов
Очень красивая природа, была бы возможность, присоединился.
irinaapelsinovavrn
Очень интересное и увлекательное путешествие в прекрасный город Медвежьегорск!
ildar
Самому захотелось собрать друзей и рвануть на новй год в путешествие
mila49
Вообще, красоты Карелии притягивают кинематографистов, уж больно тут красиво!
Sergei1
Хорошая, интересная, полезная статья и хороший автомобильный бренд!
Алексей Грицай
SKODA. Считается одной ил лучших авто производителей. Легкая в управлении, маневренная, и очень удобная.